Неофициальный
рекорд Якутии. Как это было. (В формате pdf. 128Кб)
В мае 1988
года проходил очередной (IX) Чемпионат Якутии по дельтапланерному спорту. Было
это на дельтадроме на 70-м километре Покровского тракта. Гора там, как и везде
в окрестностях, высотой около 110—120 метров. Жили мы в домиках летней фермы
местного совхоза - помещениях, мало приспособленных для жилья, но зато не надо
было каждый день ездить за 70 км из города на полеты и обратно. (Останки этой фермы
до сих пор там - немного не доезжая до поста ГАИ на 69-м километре - в 2011
году я их ещё видел.)
Пилотов на
соревнования в те годы собиралось много и из разных мест республики. Уровень их
летного мастерства был тоже разный - кто-то их районных пилотов был уже в
сборной Республики (Слава Амзоров из Чульмана, Володя Шустов из Мохсоголлоха,
например), а кто-то не только не участвовал в соревнованиях рангом повыше, чем
наши областные, но, в общем-то, даже и не видел настоящих полётов. Мы, члены
сборной команды, постоянно выезжали на другие соревнования - Зональные, финал
России, всякие чемпионаты в соседних областях, летали на сборах и т.д. А другим
оставалось только слушать наши рассказы, да смотреть фотографии и слайды тех
полетов... Конечно, кто-то, кто хотел увидеть своими глазами, как «там» летают,
просто собирал рюкзак, да ехал на такие соревнования «гостем» - просто чтобы посмотреть...
Я, например, таким образом увидал два Чемпионата Союза - 1983 и 1984 годов.
На наших
областных соревнованиях нам до тех пор не удавалось летать «на уровне», по
разным причинам - и мастерство пилотов было очень разным - приходилось
ориентироваться на «среднего» пилота при постановке упражнений, и место полетов
не было для этого подходящим - в районе Якутска большой высоты нельзя было
набрать из-за близости аэропорта, да и погода обычно была настолько
нестабильной, что дай Бог успеть как-нибудь основную программу соревнований
выполнить - не до «больших» полетов... Потому многие ребята - я это чувствовал
- в душе были не уверены, что в наших условиях вообще можно было летать как-то
более значительно, чем простое планирование с горы вниз до ближайших дач, или
бесконечное петляние в потоке обтекания у самого склона годы... С таким «провинциальным
мышлением» надо было что-то делать... Поэтому к тому Чемпионату я пришел с
мыслью, что надо обязательно «сделать улёт» - показать ребятам, что мы здесь
тоже можем это делать, тоже может летать «как там». У меня к тому времени было
уже столько званий Чемпиона Республики (то ли трех-, то ли четырёхкратный
Чемпион), что за свою репутацию мне можно было особо не беспокоиться, а
посвятить полеты именно тому, чтобы вырваться, наконец, из этих рамок «локальных»
полетов, в которых мы до этого времени находились...
Так что когда
соревнования начались, я стал летать не «в зачет», а именно для «улёта»... Надо
сказать, что в этом я был не одинок - некоторые ребята не захотели от меня
отставать, тоже стали игнорировать соревновательные полеты и летать по «своей»
программе... Помню, что это был Володя Фёдоров, Семён Габышев и, наверное, ещё
кто-то. Все мы следили друг за другом, замечали, кому где удавалось набирать
высоту - тоже летели туда и пытались поймать термик... Погода в то время была
более или менее приличная для парящих полетов, но в тоже время не такая явная
для «улёта» - термики были нестабильные, мы их быстро теряли, не успев набрать
высоту. Еще раньше мы заметили место, где лучше всего «держит» и где чаще всего
встречаются термики - это примерно 300 метров левее места старта (если стоять
на склоне лицом в долину). И вот в один из дней Чемпионата - между 8 и 14 мая
(точнее сказать не могу, т.к. запись в моей летной книжке общая для всех
полетов этих соревнований одной строкой) погода наладилась - дул 8-10-метровый
ветер почти в склон (юго-юго-восточный), в том самом «лучшем» месте
периодически стало удаваться набирать по 100-200 высоты над горой, и вот,
наконец, мне удается поймать хороший термик...
Температура
воздуха, надо сказать, была не очень высокая, а облачность какая-то «неубедительная»
для термичной погоды, и причем, была в основном в западной части неба - в
стороне Покровска, тогда как восточная часть была чиста от облаков. Поэтому
термик, в который я попал, был на удивление «пологим» - т.е. сильно скошен по
ветру над вершиной горы, как бы прижат к ней. Пересиливая опасение, что в
случае, если я выпаду из этого термика, мне придется садиться прямо в лес на
вершине, я продолжал «спиралить» и набрал метров 250-300 над горой, поток стал
стабильнее, обеспечивая скороподъёмность 2-3 м/сек… я решил немного «протянуть»
вперед, чтобы не вывалиться из термика «снизу» и... неожиданно вывалился из
него «сверху», то есть с его наветренной стороны!.. "А может он вообще
кончился!?" - подумал я, не стал рисковать и пробовать найти его снова, а
прибавив скорости, стал пробиваться против ветра обратно к склону. На перегиб
склона я вылетел, не сказать, чтобы «на последних метрах высоты», но и не очень
высоко - метров, наверное, 50. Заметил,
что несколько человек уже бегут в лес – наверное, меня спасать – догадался я,
так как я ушел за гору так полого, что меня наверняка потеряли из виду. Сразу
пролетел вперед в то «парящее» место и стал искать другой термик. Вместе со
мной, воодушевленные моим «почти улётом» кружатся ещё несколько пилотов.
Кажется, кому-то удается, так же, как и мне, набрать кое-какую высоту в пологом
термике над склоном, но он тоже возвращается…
Через какое-то
время я нахожу хороший поток и начинаю набор… Выдерживаю те несколько минут
набора высоты в пологом термике за перегибом склона, когда кажется, что всё –
сейчас вывалишься из потока, сядешь в лес и потом… работы на полдня и позора на
всю жизнь!.. Но вот, после набора метров 200-300 поток начинает все более и
более круто уходить вверх, скороподъемность увеличивается до 5 м/сек,
прекращается болтанка, аппарат устойчиво спиралит… Появляется время оглядеться
и посмаковать ощущение полёта… Гора внизу начинает терять свою «выпуклость»,
зрительно «разглаживаясь», как на географической карте. Замечаю, что
оказывается, на плоскогорье есть большие сельскохозяйственные поля, которые мы
раньше не видели.
Постой-ка, да
ведь это те самые поля Покровской селекционной станции, на которых я работал
15-летним мальчишкой, когда приезжал погостить к своей тёте Гале, работавшей
агрономом на этой станции!.. Верно, вон и дорога, по которой мы ездили на
работу в кузове грузовика… Хорошо видно реку Лену, все ещё скованную льдом –
она как-то неестественно светло выглядит посреди освободившейся от снега
долине. Но в лесу на горе тоже кое-где ещё виден снег – он тает позднее,
укрытый от лучей солнца кронами деревьев. Высота приближается к отметке 1000
метров – это показывает мой парашютный высотомер, закрепленный на левой руке.
Да, это уже «улёт»! Свершилось!..
Интересно,
сколько ещё продлится набор высоты? Начинаю оглядываться по сторонам и
подумывать, не прилетит ли неожиданно в меня какая самолётина?.. Вообще-то
примерно в этом месте пролетает рейсовый «Ту-154» из Новосибирска, но это
должно быть где-то на высоте 2,5-3 километров, так что запас подъёма у меня ещё
есть… да и время его пролета вроде другое… я надеюсь… Всматриваюсь вниз,
пытаясь разглядеть, не поднимается ли в потоке кто-нибудь ещё… Нет, никого нет…
А жалко – групповой «улет» был бы значительно убедительнее…
Становится
заметно холоднее, воздух начинает туманиться, а земля внизу совсем потеряла
признаки каких-то неровностей ландшафта – просто плоская поверхность, слегка
помутневшая, словно видимая через запотевшее стекло… Кружась в спирали, я стараюсь
заметить, нет ли просадки на какой-нибудь одной стороне спирали, чтобы вовремя
скорректировать свое положение в потоке и остаться в его центре. Иногда во
время такой «корректировки» делаешь что-то не совсем верно, и ситуация только
ухудшается – появляется болтанка, скорость становится нестабильной – того и
гляди вообще вывалишься из потока!.. Но каждый раз удается исправить положение,
и вот ты опять продолжаешь свою бесконечную карусель!.. Интересно, сколько спиралей
делает дельтапланерист, чтобы набрать одну тысячу метров? Считал ли их
кто-нибудь, эти спирали?..
Достигаю
высоты 1500 метров. Это где-то на уровне облаков, виднеющихся на западе. Сейчас
должно что-то случиться – скорее всего, поток прекратится… Так и есть!..
Скороподъемность быстро уменьшается и скоро становится нулевой… Скорее всего,
мой поток упёрся в слой инверсии… Теперь надо решать, в какую сторону лететь. Я
нахожусь не так далеко от места старта – примерно в километре на север, где-то
над дорогой, уходящей в распадок. Что если полететь на юго-запад, в сторону
Покровска – там облака есть, может удастся ещё найти потоки… Но лететь туда –
это почти против ветра, да и посадок в том районе гораздо меньше – лес,
строения, неровный ландшафт, больших полей почти нет… Решаю все-таки лететь
вдоль долины на северо-восток – в сторону Якутска, кто знает, может и до него
удастся дотянуть… Никогда теперь не узнаю, было ли это мое решение правильным…
До упора
натягиваю «полиспаст» - устройство, чтобы сделать крыло более плоским и придать
ему скоростные качества, необходимые на переходах между потоками. Ощущаю, как
балансировка аппарата смещается немного вперёд - аппарат заметно увеличивает
скорость, ручка уходит сантиметров на 20 назад. Шум потока воздуха становится
«ревущим» - я «на переходе»!.. Лечу по прямой, выбрав направление вдоль
длинного склона напротив поселка Улах-Ан. Снижение метра 3 в секунду. Аппарат
летит ровно, никаких признаков болтанки или вообще каких-то колебаний воздуха…
увы!.. «Увы» - потому что именно болтанку мне сейчас и надо – это признак хоть
какого-то термика. Но термиков нет – я лечу, как говорят, в «атермичном»
пространстве…
После длинного
6-километрового склона гора подо мной уходит прямо на север, в большой
распадок, и до следующего склона мне предстоит пролететь примерно 5 км. над
долиной. Здесь тоже ничего хорошего – снижение становится до 5 м/сек, я неумолимо
приближаюсь к земле… К следующему склону подхожу на высоте не более 300 метров
– теперь надо попытаться удержаться в потоке обтекания над этим склоном и
попытаться пролететь в нем как можно дальше – по крайней мере на всю его длину
– а он продолжается до самого Табагинского мыса – это ещё километров двадцать.
И, возможно, удастся найти ещё термик… Уже вижу, как сильный ветер раскачивает
деревья на вершине склона, я ослабляю полиспаст, делая дельтаплан более
маневренным и пригодным для парения и поиска термиков, но, как ни странно,
приближение к склону почти ничего не дает – только над самым его перегибом
снижение прекращается, и я лечу в потоке обтекания. Но держит плохо – мне
приходится прижиматься к самому склону, чтобы удержаться на высоте. Пересекаю
так пару мелких распадков, над которыми ещё больше теряю высоту, и подлетаю к
месту, где под горой начинается лес, а ещё дальше от горы – речка или длинное
озеро. То есть надо отворачивать от горы и садиться прямо здесь, иначе потом не
будет высоты перетянуть этот лес и речку. Но вижу, что за лесом под склоном
есть какое-то поле и чувствую, что смогу до него дотянуть. Лечу «по нулям»
возле самого склона на высоте метров 80 от долины. Вот уже и поле, на которое
можно сесть, продолговатое озеро вдоль склона… Но все ещё держит, а впереди
показываются ещё поля, пригодные для посадки. Пролетаю ещё с полкилометра в
потоке обтекания, но склон понижается и уходит в распадок – я вижу, что смогу
долететь только до противоположной стороны распадка и всё, высоты уже не будет…
А жалко – там склон снова начинает повышаться, и на нем и перед ним нет леса –
в потоке обтекания можно было бы пролететь ещё дальше. Подлетаю к тому склону
почти в лоб на высоте метров двадцать, круто разворачиваюсь на юго-восток
против ветра и сажусь в самом конце поляны у кромки невысокой рощи. Гляжу на
часы – 58 минут на весь полёт…
До Покровского тракта здесь
метров 200. (Сейчас здесь – как раз на этой поляне – зоопарк «Орто Дойду».) Уже
через пару минут вижу на дороге «Москвич» нашего Главного судьи Семёна
Охлопкова – он, оказывается, сразу, как я полетел в сторону Якутска, поехал за
мной… «Эх! – признался он мне, – я думал, ты до самого Якутска долетишь!»...
Семён помог мне сложить аппарат, и мы погрузили его на багажник. Сеня, правда,
не нашел в лагере чехол от моего аппарата, поэтому пришлось ехать с
развевающимися тросами и верёвочками… По дороге по верстовым столбам мы
подсчитали, что я пролетел где-то 16.5 километров – это и решили считать
дальностью полета. Сейчас я точно измерил расстояние по Гугловской карте – оно
оказалось очень близким к тогдашнему – 16.7 км.
В лагере под горой Володя Шустов
встретил меня традиционной фразой: «Съешь лимон!..» - наверное, я улыбался, как
идиот… «Эх, ты бы, Андрюха, видел, как тут все засуетились, когда ты улетел!
Такая толкотня началась в том месте, где ты свой поток поймал!.. Но ты его,
видимо, с собой унёс…» - добавил он…
Район полета на гугловской
карте:
http://maps.google.ru/maps?saddr=61.582419,+129.129760&daddr=61.684509,129.359808&hl=ru&sll=61.684926,129.36013&sspn=0.005873,0.021136&t=h&mra=ls&z=11
«А» - место
старта, «B» - место
посадки.
Рекорд не был
никак зарегистрирован, но так и остался по сей день неофициальным рекордом
Якутии по набору высоты (1450 м.) и дальности полёта (16.7 км.)
Андрей
Дуглас Информация размещенная на этой странице является интелектуальной собственностью администрации сайта и ее копирование и распространение без согласия администрации сайта запрещено.
|